Снижение тревожности у детей
Снижение тревожности у детей, в том числе у младших школьников на занятиях "Песочные истории".
Так или иначе, каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то мы можем говорить о проявлениях тревожности.
Тревожность ребенка во многом зависит от эмоционального состояния окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается и ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто бывают конфликты.
Учебная тревожность часто формируется уже в дошкольном возрасте. Этому способствует стиль работы воспитателей, завышенные/противоречивые/неадекватные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. Если в семье на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка создается ажиотаж, касающийся выбора школы, учителя, и т.д., то озабоченность родителей передается и детям.
В начале первого учебного года неокрепший и еще не готовый к интенсивному обучению организм ребенка не справляетс я с нагрузкой, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев постоянно проявляется в его поведении:
Тревожность ребенка во многом зависит от эмоционального состояния окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается и ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто бывают конфликты.
Учебная тревожность часто формируется уже в дошкольном возрасте. Этому способствует стиль работы воспитателей, завышенные/противоречивые/неадекватные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. Если в семье на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка создается ажиотаж, касающийся выбора школы, учителя, и т.д., то озабоченность родителей передается и детям.
В начале первого учебного года неокрепший и еще не готовый к интенсивному обучению организм ребенка не справляетс я с нагрузкой, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев постоянно проявляется в его поведении:
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
- Раздражительность.
- Эмоциональные срывы.
- Нарушения сна.
В таких случаях рекомендуется работа с психологом, особенно эффективны такие методы как песочная, телесноориентированная, сказко терапия.
В нашем центре мы предлагаем программу "Песочные истории", которая включает в себя:
- Повышение самооценки.
- Развитие эмоционального интеллекта.
- Обучение ребенка саморегуляции: умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В первой части наших занятий, используя в коллективной работе с ребятами сказко и арттерапию, ролевые игры, придумывание историй, мы учим детей определять и озвучивать свое состояние, «называть» чувства, делиться ситуациями, которые вызывают сильные переживания и эмоции.
Дальнейшая работа в песочницах в сопровождении песочного психотерапевта позволяет моделировать, проигрывать и проживать трудные моменты на символическом уровне, у ребенка снижается уровень тревоги и беспокойства.
А упражнения, на релаксацию, техники глубокого дыхания, подвижные игры помогают снять мышечное и телесное напряжение.
А упражнения, на релаксацию, техники глубокого дыхания, подвижные игры помогают снять мышечное и телесное напряжение.
Психолог, песочный психотерапевт, руководитель детского центра "Самолет",
Немна А.Н.
Опубликовано 10.09.2018