Главная Статьи Снижение тревожности у детей

Что такое «тревожность»

Снижение тревожности у детей

тревожность у детейСнижение тревожности у детей, в том числе у младших школьников на занятиях "Песочные истории". 

Так или иначе, каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то мы можем говорить о проявлениях тревожности. 

Тревожность ребенка во многом зависит от эмоционального состояния окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается и ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто бывают конфликты. 

Учебная тревожность часто формируется уже в дошкольном возрасте. Этому способствует стиль работы воспитателей, завышенные/противоречивые/неадекватные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. Если в семье на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка создается ажиотаж, касающийся выбора школы, учителя, и т.д., то озабоченность родителей передается и детям. 
В начале первого учебного года неокрепший и еще не готовый к интенсивному обучению организм ребенка не справляетс я с нагрузкой, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает. 

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. 

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев постоянно проявляется в его поведении: 

  1. Постоянное беспокойство. 
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. 
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 
  4. Раздражительность. 
  5. Эмоциональные срывы. 
  6. Нарушения сна. 
 
В таких случаях рекомендуется работа с психологом, особенно эффективны такие методы как песочная, телесноориентированная, сказко терапия.
 
В нашем центре мы предлагаем программу "Песочные истории", которая включает в себя: 

  1. Повышение самооценки. 
  2. Развитие эмоционального интеллекта. 
  3. Обучение ребенка саморегуляции: умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 
  4. Снятие мышечного напряжения. 

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. 

В первой части наших занятий, используя в коллективной работе с ребятами сказко и арттерапию, ролевые игры, придумывание историй, мы учим детей определять и озвучивать свое состояние, «называть» чувства, делиться ситуациями, которые вызывают сильные переживания и эмоции.
 
 Дальнейшая работа в песочницах в сопровождении песочного психотерапевта позволяет моделировать, проигрывать и проживать трудные моменты на символическом уровне, у ребенка снижается уровень тревоги и беспокойства. 

А упражнения, на релаксацию, техники глубокого дыхания, подвижные игры помогают снять мышечное и телесное напряжение.
 

Психолог, песочный психотерапевт, руководитель детского центра   "Самолет",
Немна А.Н.
x